Ревизионная комиссия |
Ревизионная комиссия (ревизор) является органом, осуществляющим функции внутреннего финансового контроля за деятельностью товарищества (в том числе правления товарищества и председателя правления товарищества). Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества не является органом управления товариществом и соответственно не совершает от имени товарищества действия, изменяющие в той или иной степени его финансовые обязательства.
Основной обязанностью ревизионной комиссии (ревизора) является осуществление ревизии финансовой деятельности товарищества, которая должна проводится не реже 1 раза в год (п.1 ч.3 ст.150 ЖК РФ). Все другие ревизии осуществляются ревизионной комиссией (ревизором) по инициативе членов ревизионной комиссии (самого ревизора) либо по решению общего собрания членов товарищества или правления товарищества. О результатах ревизий члены ревизионной комиссии (ревизор) должны отчитываться перед общим собранием членов товарищества с представлением рекомендаций по устранению выявленных нарушений (п.3 ч.3 ст.150 ЖК РФ). Результаты ревизий должны оформляться актом, который подписывается председателем ревизионной комиссии (ревизором) товарищества, а при необходимости — и членами ревизионной комиссии товарищества и представляется правлению товарищества, общему собранию членов товарищества. На ревизионную комиссию (ревизора) товарищества возложена также обязанность представлять общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов на соответствующий год, отчет о финансовой деятельности товарищества и о размерах обязательных платежей и взносов (п.2 ч.3 ст.150 ЖК РФ). Вместе с тем обязанность по составлению отчета о финансовой деятельности и его представлению общему собранию членов товарищества для утверждения возложена на правление товарищества (п.3 ст.148 ЖК РФ), что представляется достаточно обоснованным, поскольку именно правление как исполнительный орган управления товариществом осуществляет финансовое планирование и расходование средств в соответствии с утвержденной общим собранием членов товарищества сметой (годовым планом финансовой деятельности). Ревизионная комиссия (ревизор) не может отчитываться за финансовую деятельность товарищества, а может только проверить такую деятельность и, подготовив соответствующее заключение, представить его на рассмотрение общему собранию членов товарищества. Это также касается и вопроса, связанного с подготовкой ревизионной комиссией (ревизором) отчета о размерах обязательных платежей и взносов. Таким образом, представляется, что на ревизионную комиссию (ревизора) также возложена обязанность по подготовке и представлению общему собранию членов товарищества заключения на подготовленный правлением товарищества отчет о финансовой деятельности товарищества, а также заключения об экономической обоснованности установленных размеров обязательных платежей и взносов. Ревизионная комиссия также обязана ежегодно отчитываться перед общим собранием членов товарищества о своей деятельности. Установленные ЖК обязанности ревизионной комиссии (ревизора) товарищества не охватывают всех сторон деятельности такого органа контроля товарищества. Поэтому представляется, что общему собранию членов товарищества следовало бы утвердить внутренний регламент работы ревизионной комиссии (ревизора). В данном регламенте желательно более подробно определить:
Избрание ревизионной комиссии (ревизора) товарищества отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества (п.3 ч.2 ст.145, ч.1 ст.150 ЖК РФ). При этом следует обратить внимание на то, что ЖК не устанавливает требования об избрании ревизионной комиссии (ревизора) товарищества только из членов товарищества, в отличие от установленного им требования к избранию правления товарищества. Поэтому в состав ревизионной комиссии или в качестве ревизора могут быть избраны любые физические лица, как являющиеся, так и не являющиеся членами товарищества. Единственное требование, которое установлено к кандидату на должность члена ревизионной комиссии (ревизора), - он не должен являться членом правления товарищества (ч.1 ст.150 ЖК РФ). ЖК РФ оставляет целиком на усмотрение общего собрания членов товарищества решение вопроса о выборе формы организации контроля: о формировании ревизионной комиссии товарищества как коллегиального органа контроля или о предпочтении ей единоличного ревизора товарищества, никак не связывая такой выбор с количественными параметрами самого товарищества. Избранным в состав ревизионной комиссии (ревизором) будет считаться кандидат, за которого проголосовали члены товарищества, обладающие в совокупности простым большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей (ч.4 ст.146 ЖК РФ). Ревизионная комиссия (ревизор) избирается на срок, определяемый общим собранием членов товарищества, но не более чем на два года. При этом срок полномочий ревизионной комиссии (ревизора) исчисляется с момента ее (его) избрания и до следующего избрания (переизбрания) ревизионной комиссии (ревизора). При этом ЖК РФ не определяет случаев и не предусматривает оснований досрочного прекращения полномочий ревизионной комиссии (ревизора). Представляется, что такое прекращение полномочий должно осуществляться в том же порядке, как и избрание комиссии, т.е. по решению общего собрания членов товарищества, и основания, по которым возможно досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора), целесообразно определить в уставе товарищества или в специальном положении, а не относить в каждом случае на усмотрение общего собрания членов товарищества. ЖК не предусматривает требований к количественному составу ревизионной комиссии товарищества. Соответственно вопрос о конкретном количественном составе такой комиссии вправе решить общее собрание членов товарищества. При этом достаточно очевидно, что данная комиссия должна состоять не менее чем из трех человек - это вытекает из необходимости избрания председателя ревизионной комиссии (ч.2 ст.150 ЖК РФ). Однако с учетом объема финансовых вопросов, контролируемых ревизионной комиссией товарищества, общее собрание членов товарищества вправе установить и иную численность органа контроля товарищества, например пять, семь или более человек. Ревизия финансовой деятельности товарищества представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных товариществом в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий правления товарищества, председателя правления товарищества и работников товарищества, которые ответственны за их осуществление. Члены ревизионной комиссии (ревизор) исходя из целей ревизии самостоятельно определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объем выборки данных из проверяемой совокупности материалов, обеспечивающий надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества при осуществлении ревизии финансовой деятельности товарищества может проводить проверку такой деятельности, к примеру, проверяя:
Поскольку ревизионная комиссия является постоянно действующим органом товарищества, ее деятельность не может исчерпываться лишь ежегодными проверками. Большое значение имеет регулярная работа комиссии, в ходе которой осуществляется текущий финансовый контроль деятельности товарищества. Такая работа организуется председателем комиссии и протекает в виде заседаний членов комиссии, участии членов комиссии в заседаниях правления товарищества, а также других мероприятиях. В целях недопущения товариществом возможных финансовых ошибок и просчетов члены комиссии должны на регулярной основе осуществлять контроль над работой бухгалтерии товарищества, участвовать в заседаниях правления товарищества, на которых принимаются решения стратегического и текущего планирования. Представляется, что с этой целью члены комиссии вправе вносить предложения по вопросам финансово-хозяйственной деятельности товарищества для включения их в план работы правления, требовать в установленном порядке созыва заседания правления или общего собрания членов товарищества в случае, если возникла угроза экономическим интересам товарищества или выявлены злоупотребления со стороны его должностных лиц. Большое значение имеет методическая работа ревизионной комиссии по оперативному анализу изменений текущего законодательства и своевременного разъяснения членам товарищества возможных последствий таких изменений. |